Правительство Республики Молдова утвердило законопроект о реформе единой системы оплаты труда в государственном секторе. Эта мера затронет около 172 тысяч сотрудников и обойдется государственному бюджету примерно в 3,2 миллиарда леев в 2027 году. Ожидаемое повышение зарплат в среднем на 15,7 % направлено на устранение неравенства и оплату работы в зависимости от сложности и ответственности выполняемых должностных обязанностей.
По данным Министерства финансов, действующая система накопила многочисленные исключения и отступления, что привело к существенным различиям в доходах сотрудников. Базовые оклады варьируются от 2 500 леев, дополненных компенсационными выплатами, до приблизительно 65 000 леев, а надбавки могут превышать фиксированный оклад на 120%.
Новое законодательство установит более справедливую и прозрачную систему, где соотношение между самой низкой и самой высокой базовой заработной платой будет снижено до 1 к 10,5. Шкала оплаты труда будет учитывать сложность обязанностей, уровень ответственности, квалификацию и стаж работы. DG.md
Количество значений, используемых для расчета заработной платы, будет постепенно сокращаться с 10 текущих до максимум 6 в 2027 году и до максимум 4 к 2032 году. Параллельно будут устранены исключения и отступления, что упростит структуру выплат.
Наибольшее дополнительное финансовое выделение предусмотрено для сектора образования, технического и вспомогательного персонала. В сфере образования около 60 тысяч сотрудников получат повышение в среднем на 14,4 %, что оценочно обойдется в 1 миллиард леев. Для примерно 50 тысяч технических сотрудников и рабочих среднее повышение составит 19,3 %, при выделении 845 миллионов леев.
Повышения также предусмотрены для около 20 тысяч сотрудников государственной администрации (средний рост 15,3 %), приблизительно 17 тысяч сотрудников органов правопорядка (15%), в сфере здравоохранения и социальной защиты – 14,9 % и в сфере культуры и спорта – 14,1 %. Ожидается, что средний рост составит 20,6 % в сфере национальной обороны и 14,1 % в судебной системе.
Реформа вносит изменения и в уровень надбавок. Для работников высшего образования и научного сотрудника надбавка за ученую степень доктора хабилитатус или профессора университета вырастет с 1 100 до 2 500 леев, а для доктора или профессора – с 600 до 1 500 леев. В общем и профессионально-техническом образовании надбавки за ученые степени составят 50 % от предыдущих сумм.
С 2028 года будут повышены надбавки за педагогические звания. Кроме того, будет введена новая надбавка за категории квалификации в сфере социальной помощи, с размерами от 750 до 2 000 леев.
Надбавки за производительность будут назначаться в зависимости от результатов индивидуальной оценки: 10–15 % от базового оклада за оценку «превосходно» и 5–7 % за «очень хорошо». Для работников сферы образования и научных сотрудников будут действовать специальные правила.
Для труднозамещаемых должностей начиная с 2028 года временно может применяться индекс конкурентоспособности от 1,1 до 1,3 при расчете базового оклада. Данный механизм предназначен для привлечения и удержания специалистов в государственных учреждениях, испытывающих трудности с набором персонала.
Проект предусматривает переходные механизмы защиты доходов, которые предотвратят снижение зарплат сотрудников в случае, если новая шкала оплаты труда приведет к меньшим выплатам, чем текущие. Закон вступит в силу после опубликования в Официальном журнале, меры начнут применяться с 1 января 2027 года; некоторые положения будут действительны с 2028 года.
